Новости библиотек республики

Уникальные книжные памятники

Даты 2011 года

Ресурсы
Каталоги и картотеки
Электронные каталоги
Периодические издания
Коллекции редкого и ценного фонда
Электронная коллекция сценариев
Электронная коллекция диссертаций
ЦПИ
"Марийская электронная библиотека"
История проекта
Этапы реализации
Список изданий, входящих в МЭБ
Условия доступа
Приглашение к сотрудничеству
Доступ к Марийской электронной библиотеке
Мероприятия
2012 год
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
Выставочные залы, Лектории

Выставочный зал "Радуга"
Галереи
Лекторий по искусству
Слайд-программы

Фотоальбом



NEW "Спроси библиотекаря"
Библиотеки республики
Библиотеки и право
Марий Эл

Коротко о Республике Марий Эл
Новые книги по краеведению
Полезные ссылки

Республиканские конкурсы
Республиканские конкурсы 2012 года
"Календарь дат-2012"
Календарь дат 2012 года
Ссылки

Научный журнал - Бизнес.Образование.Право

Культура России

ОБД Мемориал

ГБУК РМЭ "Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна"

Лекторий по искусству

Вниманию преподавателей МХК, а также всех любителей искусства

Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна ( ул. Пушкина, 28 )

ПРЕДЛАГАЕТ слайд-программы:

1. "Ян Ван Эйк (1390-1441) "

Имя гениального нидерландского художника 15 века стало символом Северного Возрождения. Его великое творение "Гентский алтарь" - первое произведение изобразительного искусства, выполненное в технике масляной живописи. На двадцати шести его створках художник в необычайно убедительной форме воплотил современные ему представления о мироздании; божественное и человеческое начала сливаются здесь в нерасторжимое гармоническое единство.

2. Ян Вермер Делфтский (1632-1675)

Один из самых прославленных живописцев 17 столетия. Бесхитростные, на первый взгляд, сюжеты его картин содержат весьма изобретательную в построении фабулу. А секреты удивительного мастерства живописца, оставаясь неразгаданными, не дают покоя художникам. Сальвадор Дали в выведенной им "Табели о рангах" гениев живописи отвел Вермеру первое место. Сегодня весь голландский 17 век иногда именуют веком Вермера. Но так было не всегда. Современники почитали его как непревзойденного мастера, однако, вскоре после смерти художник был забыт. Лишь в середине 19 века имя дельфтского мастера вышло из тени забвения. До наших дней дошло менее 40 произведений Яна Вермера. Его картины стали одними из самых дорогих на мировом художественном рынке. Это породило неслыханное количество подражаний и подделок.

 

3. Томас Гейнсборо (1727-1788)

Английский живописец и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. С именем Гейнсборо связаны наивысшие достижения в области портретной живописи 18 столетия. Восприимчивый, тонко чувствующий художник, Гейнсборо не просто создал замечательную галерею образов британских аристократов, военных, актеров, музыкантов. На своих портретах (а их более 700) он запечатлел сам дух и очарование Англии 18 века. Фоном для героев его картин чаще всего служат прекрасные романтические ландшафты. Пейзажи, свежие и тонкие, явились первыми шагами в становлении школы пейзажной живописи 19 века.

4. "И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня:" (образ Демона в творчестве Михаила Врубеля)

Русская культура издавна почиталась в западной Европе более всего как культура слова. Русская живопись же оставалась в тени литературы и музыки. Лишь в начале 20 века появилось движение, называемой сейчас "русским классическим авангардом". Имена художников-авангардистов Малевича, Кандинского, Ларионова, Поповой и других известны сейчас всему миру. У истоков же русской живописи начала 20 столетия стояло творчество М.А.Врубеля, значение которого для русского искусства сравнимо со значением Сезанна для Запада.
Подобно Гоголю, Александру Иванову, Достоевскому, он так и не создал главное свое произведение - грандиозного Демона, которого всю жизнь мечтал создать, соединив свою любовь к лирической поэзии Лермонтова и Византийскому искусству.
Все, кто знал Врубеля при жизни, задумывались о духовном родстве необыкновенного художника и великого поэта. Демон - главный образ всего поэтического и философского мира Лермонтова - станет символом и в его жизни.

5. Цикл "Великие алтарные композиции мира"

Сикстинская Мадонна
Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме "Мадонна с младенцем".
Роль шедевра на века была суждена "Сикстинской Мадонне" с самого начала. Рафаэль, возведенный в статус "божественного" еще при жизни, создал ее в период своего наивысшего творческого расцвета. Ее происхождение покрыто тайной. Не сохранилось ни относящихся к ней документов, ни подготовительных рисунков. Казалось, картина возникла из ничего, по мановению свыше:
На протяжении столетий поэты посвящали ей стихи, художники копировали, зрители, верующие и атеисты, восторженно замирали, вглядываясь в божественный лик.
В XX веке великий алтарный образ едва не погиб во время Второй мировой войны. Десять лет вместе с другими шедеврами из коллекции Дрезденской картинной галереи картина находилась в Москве в музее им.А.С.Пушкина. Среди зрителей был писатель Василий Гроссман. Находясь под впечатлением от увиденного, он написал: "Из всего созданного кистью, резцом, пером: одна лишь эта картина Рафаэля не умрет до тех пор, пока живы люди. Но может быть, если умрут люди, иные существа, которые останутся вместо них на земле,.. будут приходить и прилетать и смотреть на Мадонну".

6. "Я всегда испытывал маленькую страсть к живописи": Гоголь и художники

"Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно... В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом - угрюмый, задумчивый, неотесанный и прочее, в третьем - болтлив и докучлив до чрезвычайности, у иных умен, у других глуп..." - так писал о себе сам Гоголь. Так же противоречивы и словесные портреты писателя, данные современниками. Часто в одно и то же время Гоголь то франт, то аскет, то розовощек и круглолиц, то желтолиц, болезнен и худ. Один только знаменитый предлинный "птичий" нос фигурирует во всех свидетельствах. Многоликость, многоличность Гоголя визуально зафиксирована художниками. Известно, однако, что сам Гоголь с неприязнью относился к широкой публикации своих изображений, преграждая по мере сил всякие их попытки. У него было вполне определенное мнение, каким должен быть портрет, и как вообще художник должен относиться к своему творчеству. В разное время Гоголь близко знал и даже дружил с Венециановым, Моллером, А.Ивановым. Художники становятся главными героями повестей "Невский проспект" и "Портрет". Примером служения искусству стала для Гоголя жизнь великого русского живописца Александра Иванова. Его черты он придает художнику, который поразил героя повести "Портрет" Чарткова своей верностью идеалу, и божественный сюжет его картины - сюжет "Явления Христа народу"... Мысли Гоголя о назначении искусства и ответственность художника за свое творение притягивали внимание многих поколений мастеров рисунка. В разное время повесть "Портрет" пробовали иллюстрировать, каждый по-своему, В.Васнецов, П.Кустодиев, А.Кравченко, Кибрик, С.Алимов, Кукрыниксы...

7. "Я прошел по той войне..." (рисунки художников-фронтовиков).

"Когда говорят пушки, музы молчат"... Эта крылатая фраза, казавшаяся неоспоримой, была опровергнута во время Великой Отечественной войны. Композиторы сочиняли музыку. кинематографисты снимали фильмы, поэты писали стихи, а в окопах на передовой работали художники, каждый в меру таланта и умения вносил свой вклад в приближение дня Победы. Словосочетание "фронтовой художник" в первую очередь вызывает в памяти большие живописные полотна, изображающие сражения, праздничные салюты. Но живопись появилась уже позже в тылу. Главным оружием фронтового художника были не краски и кисти, а обычный карандаш, типографская краска, блокнот, кусок истоптанного линолеума, да солдатская ложка. С помощью этих предметов быстро создавались и тиражировались карикатуры, листовки и целые рукописные журналы. Рисунки, сделанные на фронте, сами художники произведениями искусства не считали. Но даже самый быстрый и неказистый рисунок со временем стал драгоценным документом, запечатлевшим фронтовые будни, бережно сохранившим лица солдат давно прошедшей войны. Пыльные блокноты военных художников заполнялись не только рисунками, но и дневниковыми записями. Перелистывая их страницы, мы можем мысленно пройти дорогами войны вместе с Борисом Пророковым, Виктором Цигалем и Владимиром Цигалем, Леонидом Сайфертисом.

 

 

Заявки принимаются в отделе литературы по искусству
Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна
(каб. N 36, 2-й этаж) и по телефону 56-61-49

Все программы разработала и проводит
библиотекарь Национальной библиотеки им. Чавайна
Сокольникова Ольга Александровна

 



Главная страница | Статистика | Поддержка | Карта сайта
Copyright © 2005-2012 Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна. Студия веб-разработок D-GATe.ruВеб-студия VARDEN.ruПортал для детей и их родителей